пятница, 21 ноября 2014 г.

Manjaro Linux - Arch Linux для новичков

Продолжаем наше путешествие по дистрибутивам. И на очереди у нас Manjaro, основанный на Arch Linux...

 

 

 

 

Предисловие

По началу хотел попробовать Arch Linux.
Потирая руки от предвкушения и открыв мануалы, я принялся качать образ и обдумывать каждый шаг установки, почитывая замечательную и подробную вики. После записи образа с помощью Unetbootin, установщик так и не стартанул, выдав мне ошибку:
device did not show up after 30 seconds…
Запись с помощью dd тоже не спасла ситуацию, что меня озадачило. В закромах найдя старую болванку и сдунув пыль с DVD-Rom записал диск и загрузился. Похрустывая и скрепя диск раскрутился и запустил установщик. Но на этом все и закончилось, потому что мой HiLink-модем ни в какую не хотел подключаться к сети. Замечу, что модем я ранее прошивал и переключаться в режим портов он не умеет, потому и возникли такие проблемы. И что же дальше делать?
Вспомнив о chroot и наткнувшись на инструкцию по установке Arch Linux из под другой Linux-системы я все-таки установил систему и даже поставил KDE, но подключение к сети все равно отсутсвовало, даже виджет сети не запустился. Не стал разбираться и искать причину, а просто скачал Manjaro Linux.

Первое впечатление

Manjaro тоже не устанавливался с флешки, а потому я записал образ на диск и загрузился. Запустились кеды, модем подключился к сети и я сразу приступил к установке ОС.


Графический установщик приятно удивил - ничего лишнего, все понятно, красиво и просто. Сама установка прошла без приключений и происшествий. Загрузчик установился и я перезагрузился в установленную систему.

 

Оформление

KDE резво бегало и мне иногда даже казалось, что я запустил XFCE. Такой плавной работы я не ожидал :) Фирменное оформление в зеленых тонах, иконки KFaenza не вызывают отвращения и системой приятно пользоваться с самого начала.

 Исследуем

Друзья, я просто был в шоке открыв меню приложений. Столько ненужных и лишних программ я не видел ни в одной системе. Какие-то девелоперские программы Qt, браузеры Konqueror и Rekonq, куча сетевых утилит, ну и стандартный набор ненужного -  Dragon Player, Korganizer, Kaddressbook и т.д. В общем установлены чуть ли не все пакеты из KDE.


Также пристутствует Manjaro Settings Manager, где можно установить нужное ядро, русифицировать систему, добавить пользователей и т.д.


В качестве пакетного менеджера используется pacman, который меня удивил быстрой работой, приятным управлением и мощным функционалом. Также дополнительно идет утилита yaourt для работы с репозиториями AUR, что несомненно порадовало.


А вот о Octopi, графическим интерфейсе pacman, я такого сказать не могу. Программа абсолютно неудобная, глючная и сырая. Хотя выглядит красиво.

Проблемы

Взяв в руки напильник я приступил к настройке системы. Проделывая разные операции с конфигами и файлами я заметил, что при подтверждении системных действий звуковое уведомление меня чуть не оглушило, сампроизвольно выкрутив уровень звука на 100. Благо я нашел инструкцию для лечения этого бага. Нужно прописать flat-volumes = no в /etc/pulse/daemon.conf и перезапустить звуковой сервер. Вот они - козни Поттеринга ))).
Выпилил кучу ненужного софта и обновил систему, скачав более 700 Mb. Установил свежее ядро, поправил конфиг Xorg и т.д.


Дело дошло до оформления. Скопировав темы и иконки из рядом установленной Kubuntu, все подцепилось отлично. Замечу, что файлы тем располагаются в /usr/share/apps/. Теперь на очереди виджеты cwp и каffeinety, которые с легкостью установились из AUR. А также глобальное меню, которое меня утомило своей компиляцией gtk2-appmenu и gtk3-appmenu.


Черт меня дернул наткнуться на красивые коньки. Соблазнившись скриншотом я установил конфиг и сам conky. Но они не завились, точнее не работало lua, а потому пришлось ставить conky-lua из AUR. Установил, настроил и уже начал радоваться тем, что напилинг закончился. Но не тут-то было... Kernel Panic. Вот дела, думаю я о-0!!! Откатив ядро я изменений не увидел и в логи постоянно сыпались ошибки. Plasma тоже вела себя странно и реагировала не на все действия. Мне стало непонятно почему же так произошло, ведь буквально час назад все работало отлично. Виной всему оказался именно conky-lua. Удаление пакета решило проблему.

Вывод

Из выше сказанного видно, что система требует прямых рук, хорошего напильника и не ленивого пользователя, которому нужно хоть иногда читать вики и думать. Отмечу, что вики в Arch Linux одна из самых лучших в своем роде. Не раз ей пользовался, даже когда  настраивал другие ОС. Manjaro более дружественна и проще чем Arch. Те вещи, которые пришлось бы делать руками в Arch Linux уже сделаны в Manjaro и это будет плюсом для некоторых пользователей. Но не стоит забывать, что Arch несет в себе идею минимализма и простоты, в отличии от Manjaro. Arch Linux - это конструктор, который вы собираете тщательно и обдуманно.
Установленное окружение и графический сервер, свежее ПО и AUR, графический установщик и свой стиль -  все это достойнства Manjaro. После настройки можно спокойно наслаждаться работой системы, было бы желание...

Официальный сайт:
manjaro.org
Русскоязычное сообщество:
manjaro.ru

7 комментариев:

  1. Если вдруг Вам будет нетрудно, могли бы вы дополнить данный пост, или же отобразить в новом свои мысли по поводу дистрибутива "Netrunner", у которого есть два варианта: один — роллинг на арче основан, второй — на LTS Ubuntu (Rubuntu). Ибо прикипел к KDE, сам пользуюсь минт-линуксовской версией с сабжевой ДЕ, но так, с небольшим недоверием, хотя и с интересом поглядываю в сторону других дистров с дефолтной KDE. И собственно суть вопроса (просьбы): сильно ли Manjaro отличается от Netrunner (rolling), так как оба основаны на арче?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. *Rubuntu=Kubuntu
      (опечатался)

      Удалить
    2. NetRunner Rolling не пробовал, потому ничего не скажу. Возможно в будущем и будет статья, но обещать этого не буду.
      Давно пробовал Netrunner, собственно каких-то кардинальных отличий от Kubuntu не нашел. Kubuntu, Mint KDE, Netrunner - одного поля ягоды. Отличия на уровне софта в основном, база ведь одна.
      Chakra можете еще попробовать.

      Удалить
  2. Пробовал Arch, Manjaro, Chakra.
    Остался доволен только последней, первый интересен в плане сборки это как конструктор =)

    ОтветитьУдалить
  3. jабсолютно тупая система. что нетруннер.то маняро не возможно русифицировать систему идобавить пакеты языковые

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Если вы не увидели встроенные способы то не система тупая, а в другом дело. В Manjaro Linux есть их собственное приложение Manjaro Settings Manager, в нём в два клика устанавливаются языковые пакеты различные локализации, ядра поддерживаемые и драйвера

      Удалить
  4. ну и хрень.Четыре часа с языковым мучаюсь,так и не нашел результат.Пишет русский установлен.Но на русском только одно слово"корзина"

    ОтветитьУдалить